Искусство Латвии и Эстонии

О.С.Прокофьев

На истории искусства Латвии и Эстонии 16—18 вв. сказалось тяжелое политическое и экономическое положение этих стран, лишенных национальной независимости. В связи с ростом реформационного движения в 16 в. в Латвии падает значение Ливонского ордена, и в 1581 г. Рига завоевывается Стефаном Баторием. Позднее, в первой половине 17 столетия, владычество поляков сменилось господством шведов. В результате в Прибалтике усилились крепостной гнет и разорение.

Соответственно с историческими переменами усложнился в этот период и характер развития искусства, в котором сказалась и разнородность сменяющихся влияний. Здесь по-своему преломилась и происходившая по всей Европе смена позднеренессансного искусства сначала стилем барокко, а позднее классицизмом.

Ратуша в Риге. План.
Ратуша в Риге. План.

Представление о сложности общей картины развития искусств этой эпохи в Прибалтике дает анализ развития латвийской архитектуры 16—17 веков. В 16 в. для нее характерно переплетение готических традиций с влиянием искусства позднего Возрождения, распространявшегося из Италии, Германии и Польши. Правда, ренессансные веяния сказывалось скорее в отдельных элементах зданий (больше всего в порталах) или в оформлении надгробий. С начала 17 в. становится сильнее влияние голландской архитектуры, имевшее место в связи с расширением торгово-культурных отношений Прибалтики с Голландией через Любек и Данциг. Это особенно сказалось в гражданской архитектуре этого времени. Наконец, к концу 17 в. происходит более последовательное развитие стиля барокко, в котором сохраняются некоторые элементы готики и отчасти Возрождения.

Таким образом, вплоть до 18 столетия в архитектуре Латвии и Эстонии можно уловить определенную готическую основу, причем собственно барокко проявляется в чистом виде только в находившейся под властью Польши Латгалии. После присоединения Прибалтики к России в 1710 г. начинается прямое влияние русского искусства, в частности искусства В. Растрелли. Кроме того, в Латвии и в Эстонии с конца 17 в. заметно влияние голландского классицизма.

В многократно перестраивавшихся и изменявшихся отдельных архитектурных сооружениях с конца 16 по 18 столетие отразилось своеобразие эволюции искусства этого периода в Прибалтике.

Так, церковь св. Иоанна в Риге, построенная еще в 15—начале 16 в. в поздне-готическом стиле, в 1587 г. была сильно увеличена дополнительной трехнефной пристройкой с абсидой. Колонны тосканского ордера разделяют нефы пристройки; снаружи фасад украшен пилястрами — все это свидетельствует о впервые проявившемся с подобной определенностью влиянии искусства Возрождения. При этом, однако, в формах окон, заостренных арках в интерьере сохраняется влияние готики.

В гражданской архитектуре поздние ренессансные влияния наиболее ярко проявились в фасаде Дома Черноголовых в Риге. Старая готическая основа 15 в. была подвергнута в 1620-х гг. декоративной обработке в духе североевропейского зодчества начала 17 в. Фасад совершенно изменил свой наружный вид, в основном благодаря скульптурному декору фронтона,— в завитках-волютах, обелисках, масках, изображениях геральдических зверей, статуях рыцарей и т. д. Строгая тектоническая основа фасада приобрела благодаря столь разнообразному и щедрому оформлению необычайно динамичный и торжественный характер, в котором можно уловить и черты нарождающегося барочного стиля.

Ратушная площадь в Риге. Справа Дом Черноголовых (фасад 1620-х гг.); на втором плане - башня церкви св. Петра (1743-1746); не сохранились.
Ратушная площадь в Риге. Справа Дом Черноголовых (фасад 1620-х гг.); на втором плане - башня церкви св. Петра (1743-1746); не сохранились.

Проникновение в Латвию с середины 17 в. стиля барокко наиболее ярко проявилось в реконструкции башни церкви св. Петра в Риге — выдающемся создании развитой готики в Прибалтике. Созданная взамен старой, разрушенной в 1666 г., новая деревянная башня была возведена мастерами Хенике и Бинденшу в 1690 году (Дом Черноголовых и башня церкви св. Петра в Риге были разрушены в 1941 г. в результате обстрела города немецко-фашистскими войсками.). В 1721 г. башня сгорела от удара молнии и вновь была восстановлена в 1743—1746 гг. В башне проявились скорее ранние барочные тенденции, а в порталах западного фасада нашли свое выражение уже более зрелые формы барокко. Стройная башня, самая высокая деревянная конструкция в эту эпоху в Европе, общей высотой 115 м (деревянная часть равна 69,5 м), играла важную роль в силуэте города. Возвышаясь над строгим по стилю октагоном, украшенным ионическими пилястрами на ребрах его граней, башня состояла из трижды чередующихся, уменьшающихся кверху по величине выпуклых куполов с разделяющими их ажурными галлереями и была увенчана шпилем с петушком-флюгером. Ее ажурный и в то же время плотный и четкий силуэт не имеет ярко выраженных особенностей барочной архитектуры, благодаря чему башня в известой мере не противоречит остальной части старого здания.

Зато типично барочный характер имеют каменные порталы западного фасада (конец 17 в.). Все три портала щедро украшены скульптурой: в нишах по обеим сторонам каждого входа заключены статуи, символизирующие добродетели, в середине над порталом — статуи апостолов, окруженные сидящими фигурами на скатах крыши разорванного фронтона. Скульптуры вместе с выступающими вперед колоннами образуют живописную игру светотени, сочно выделяя портал на почти пустой плоскости фасадной стены, и меющей лишь несколько готических вытянутых окон.

Дом Данненштерна в Риге. 1696 г. Общий вид.
Дом Данненштерна в Риге. 1696 г. Общий вид.

Автор порталов Г. Шмиссель создал также и эффектный портал дома Рейтерна (1685)— образец стиля барокко в гражданской архитектуре Риги. Характерно для Этого периода, что, несмотря на свою художественную цельность, фасад, даже в сооружениях гражданской архитектуры, существовал как бы независимо от структуры здания, его внутренней планировки, скрывая готическую основу постройки. Особенно наглядно это заметно в доме Данненштерна (1696), где традиционному готическому «купеческому» торцовому фасаду, высоко поднимающемуся между двумя скатами покрытия, противопоставлен торжественный барочный фасад с двумя порталами, украшенными богатой резьбой.

И в Латвии и в Эстонии искусство Ренессанса и барокко не имело значительного распространения. Рига и Таллин вплоть до начала 18 столетия были, в общем, средневековыми готическими городами. Исключение составляли лишь отдельные постройки, несомненно игравшие определенную роль в создании общего облика города.

В Эстонии влияние архитектуры Ренессанса отчасти нашло свое отражение в гражданском зодчестве Таллина, например в частично перестроенном в 1597 г. таллинским мастером А. Пассером Доме Черноголовых. Рядом со старым готическим фронтоном был построен новый, более высокий, в стиле Возрождения, с благородным по рисунку обрамлением щипца и с украшенным резьбой порталом. В 16—17 вв. в Эстонии не было создано непосредственно барочных зданий, хотя воздействие барочных архитектурных форм ощущается в кивере башни таллинской ратуши (1627), в верхней деревянной части башни церкви Нигулисте (1695) (Деревянная часть башни сгорела в 1941 г. во время захвата города немецко-фашистскими войсками.), несколько напоминающей башню церкви св. Петра в Риге (строительством ее руководил тот же мастер Бинденшу).

К 1778 г. относится новый, оригинальный по форме кивер башни средневековой Вышгородской церкви (Тоомкирик) в Таллине, выполненный в стиле позднего барокко. Над округлой нижней купольной частью возвышается система из восьми опор, образующих прихотливый ажурный силуэт. Самый верх башни образует меньший, вытянутый кверху купол, увенчанный шпилем и флюгером.

Вместе с башней ратуши и сходной с ней башней церкви св. Духа (Пюхавайму) кивер Вышгородской церкви как бы завершал собой ряд городских башен, построенных в разные периоды и в большей или в меньшей степени отразивших влияние барокко. Вместе с остроконечным шпилем готической башни церкви Олевисте они и сейчас участвуют в создании городского силуэта Таллина.

В области скульптуры в 16—первой половине 17 в. важное место занимает скульптура надгробий — как в Эстонии, так и в Латвии. Лучший образец ренес-сансного искусства — мраморный надгробный памятник шведскому полководцу Делагарди в Вышгородской церкви в Таллине работы Арендта Пассера (1595) с изваянными горельефными фигурами самого Делагарди и его супруги.

Одновременно развивается и резьба по дереву, занимавшая важнейшее место во внутреннем архитектурном убранстве, особенно в 17—18 веках. Крупным мастером этого вида скульптуры был Т. Гейнтце, работавший в Латвии и Эстонии.

Примером зрелого барокко в скульптурном оформлении латвийских церквей является внутреннее оформление и алтарь в церкви св. Анны в Лиепае (1697), созданный основателем школы Вентспилса Николасом Сеффренсом Младшим. Произведения этого мастера, близкие некоторыми своими особенностями восточно-прусским образцам (четкое силуэтное построение, решение навершия над кафедрой), отличаются, однако, от них. Так, алтарь церкви св. Анны замечателен пластичностью и цельностью проникнутого внутренним движением декора, насыщенного резкими контрастами света и тени. Органически связаны с общим ансамблем и динамичные, полные драматической экспрессии статуи.

В Таллине большой интерес представляет резьба фриза в ратуше (1664—1674) работы Элерта Тиле. Особенно выразительны по передаче движения и своему реалистическому мастерству охотничьи сценки с изображенными среди растительного орнамента фигурами охотников и собак.

Присоединение в начале 18 в. Эстонии и северной Латвии к России заметно отразилось на дальнейшем характере развития искусства. Главным становится теперь светское строительство. Построенный по инициативе Петра I Кадриоргский (Екатеринентальский) дворец в Таллине (архитекторы Н. Микетти и М. Г. Земцов; строительство началось с 1718 г.) является выдающимся образцом дворцовой архитектуры 18 века. Дворец органично связан с разбитым одновременно с ним окружающим его парком. Он поставлен на поднимающемся террасами склоне таким образом, что, имея со стороны фасада, обращенного к городу, три этажа, с противоположной стороны состоит лишь из двух. Главный барочный фасад отличается скромностью и изяществом форм. Пилястры, проходящие через два этажа, в сочетании с изогнутыми декоративными карнизами над окнами второго этажа и лепными раковинами между пилястрами образуют стройное, не перегружающее фасада целое. Балкон, опирающийся на колонны тосканского ордера, был пристроен позже. Эффектно выделяется находящееся над балконом овальное окно большого дворцового, так называемого Петровского зала. Интерьер типичен для позднего барокко. Двухсветный зал обильно украшен живописью, скульптурой и декоративной лепкой. Сравнительно небольшой, но высокий (его высота почти равна длине), он отличается своей торжественной праздничностью и нарядностью.

Никколо Микетти, М.Г.Земцов Дворец Кадриорг в Таллине. 1718-1725 гг. Фасад.
Никколо Микетти, М.Г.Земцов Дворец Кадриорг в Таллине. 1718-1725 гг. Фасад.

В Латвии выдающимся образцом архитектуры барокко этого периода являются дворцовые ансамбли в Рундале и Митаве (Елгаве) (оба завершены в 1763 г.), созданные В. Растрелли и относящиеся к раннему периоду его творчества. В их архитектурной композиции большое значение имеет горизонтальность общего решения, а оформление носит более обобщенный и сдержанный характер, чем в последующих работах мастера. Фронтоны лишены декоративных волют, отсутствуют и свободно стоящие скульптурные фигуры, что как бы ослабляет вертикальный акцент в декоративном оформлении фасадов. Интерьеры не отличаются обычно свойственной дворцам Растрелли ослепительной роскошью. Основной декор сосредоточен у плафона, на верхней части стены. В декоративной обработке деревянных перил боковых лестниц дворца в Рундале сказывается близость к местным, латвийским традициям.

Искусство иного характера процветает в 18 в. в Латгалии, остававшейся под властью Польши. Здесь преобладает строительство монументальных церквей с богато оформленными барочными фасадами. Наиболее распространены двухбашенные церкви с пышно декорированным фасадом. Таковы, например, церковь в Даугав-пилсе (середина 18 в.) и в Пазиена (1761), напоминающие костелы св. Екатерины и миссионеров в Вильнюсе. Однако в латгальских церквах башни больше возвышаются над фронтоном, а решение стен более сдержанное и плоскостное.

В культовой архитектуре 18 в. в Прибалтике особый интерес представляет внутреннее убранство церкви Троицы в Лиепае, выполненное уже в стиле рококо.

В Эстонии следует выделить барочный иконостас И. П. Зарудного в Преображенской церкви в Таллине (1719).

Ратуша в Тарту. 1782-1784 гг. Фасад.
Ратуша в Тарту. 1782-1784 гг. Фасад.

Как уже отмечалось, в Латвии и Эстонии с 17 в. в гражданском строительстве немалую роль играло влияние североевропейской архитектуры. В Эстонии классицизм находит свое дальнейшее развитие в архитектуре здания ратуши в Тарту (1782—1784).

В Латвии и, в частности, в Риге во второй половине 18 в. в связи с ростом города и его планомерной застройкой начинается новый этап в развитии классицизма.

Присоединение Риги к России способствовало экономическому расцвету города, ставшего одним из важнейших торговых портов Балтики.

Жилой дом на Ратушной площади в Риге. 2-я половина 18 в.
Жилой дом на Ратушной площади в Риге. 2-я половина 18 в.

Уже в построенной в 1750—1765 гг. по проекту Иоганна Фридриха фон Эттингера ратуше в Риге заметно некоторое влияние классицизма (рис. на стр. 389). Еще явственнее его признаки выражены в архитектуре ряда жилых домов второй половины 18 в..

Крупнейшим сооружением, в котором утвердились черты классицизма, явилась Петропавловская церковь в рижской цитадели (1780—1785), строительство которой было начато Сигизмундом Зеге и продолжено Кристофом Хаберландом. Наиболее интересная часть — это ее колокольня. В сочетании ордерного начала и ярусности построения гармонично соединились черты русского зодчества с формами классицизма. Ярусная композиция архитектурных форм колокольни лежит в основе целостного пространственного образа; ее стройный объем доминирует рад всей бывшей рижской цитаделью.

Хаберланд (1750—1803) был ведущим рижским архитектором, строившим в стиле классицизма. Им были построены помещение библиотеки при Домской церкви и целый ряд жилых зданий в Риге, в которых выявились своеобразные черты так называемого рижского «бюргерского классицизма». При строго продуманной в пропорциональном отношении геометрической структуре здания в нем в известной мере продолжалась барочная традиция щедрого оформления декоративными деталями фасадов и, в частности, выделения портала.

Наиболее оригинальным произведением Хаберланда является церковь в Катла-калне, в пригороде Риги (1791—1792). Круглая в плане, с большим сферическим куполом, опирающимся на наружные стены здания, церковь расположена в живописном уединении на холме полуострова у реки Даугавы. Чистота округлой объемной формы покрытия ясно гармонирует с изящно декорированным порталом, в котором, несмотря на четкий треугольный фронтон, ощущается отдаленное веяние барочных форм. Этим сооружением завершилось развитие своеобразного рижского классицизма 18 века.